Семь путешествий китайского адмирала

Лавры первооткрывателя Америки Колумбу принадлежат незаслуженно, – эта точка зрения имеет последователей во многих странах мира. Скандинавы, например, уверены, что первыми были викинги. Теперь вот к списку «истинных первооткрывателей» добавился китайский адмирал Чжэн Хе. Причем его место в истории великих географических открытий отстаивают даже не китайцы, а британец Гавин Мензис, сделавший соответствующий доклад в Королевском географическом обществе. Он утверждает, что китайскому флоту под началом адмирала Чжэн Хе морские просторы покорились еще в середине XV века, и что этот флот достиг Карибского бассейна на 72 года раньше Христофора Колумба. Кто же такой этот китаец, из-за которого, возможно, придется переписывать историю?


Евнух, ставший адмиралом

Чжэн Хе (которого на Западе чаще называют Чэн Хо) родился около 1371 года на юге Китая, на территории нынешней провинции Юньнань и получил при рождении имя Ма Хе. Практически все представители хуэйской национальности, к которой принадлежала семья Ма, – мусульмане. И дед, и отец будущего адмирала, как положено правоверным, совершили паломничество в Мекку, а потом рассказывали в семье о других странах, народах и обычаях. Юный Ма Хе знал арабский и китайский и получил хорошее образование.

В день 13-летия его кастрировали и отправили служить ко двору принца Чжу Ди. Кастрация была основным условием дворцовой службы и продвижения по служебной лестнице, ведь в Китае евнухи не только прислуживали императорским женщинам, но вели практически все государственные дела. Так что можно сказать, что наш герой лишился мужского естества для собственного же блага.

  

Выросший до богатырских двух метров Ма Хе оказался отличным служакой, стал офицером и со временем приобрел глубокие знания в военном и дипломатическом деле. В самом начале дворцовой карьеры он был обращен в буддизм и получил фамилию Чжэн и религиозное имя Саньбао («три сокровища»).

После того, как принц Чжу Ди стал императором Юнлэ в 1402 году, Чжэн Хе обрел власть и влияние. Юнлэ попал на престол в результате хитроумных интриг и до сих пор в китайской истории числится «узурпатором». Для того, чтобы заработать авторитет и престиж, император осуществил ряд грандиозных проектов – перенес столицу в Пекин и практически отстроил город заново. Для укрепления международного авторитета страны Юнлэ приказал построить и отправить в плавание грандиозный флот – чтобы доставить к своему двору иностранных послов. Морская экспедиция преследовала еще одну, более прагматичную, цель – утвердить императорскую монополию на международную торговлю, установив контроль над китайскими купцами по всему миру.

В 1403 году Чжэн Хе был назначен адмиралом и начальником флота, названного «Сокровищем». Через два года после закладки кораблей адмирал Чжэн отправился в крупнейшую морскую экспедицию того времени. В течение следующих 28 лет он предпринял 7 эпических вояжей, посетив 37 стран юго-восточной Азии, Африки и арабского мира. В то время у Китая судов было больше, чем у всех других стран, вместе взятых. Самые большие корабли в мире тоже принадлежали Китаю.



Морские походы


Штабной корабль Чжэн Хе представлял собой махину в 140 м длиной, 50 м шириной, запросто вмещавшую более 500 человек. Всего на борта «Сокровища» поднялись 27 870 человек, причем не только моряки, но и чиновники, переводчики, солдаты, ремесленники, врачи и метеорологи. Среди 200 кораблей флота 62 считались «главными», были еще специальные корабли для размещения всей этой оравы, суда-склады и, конечно, военные корабли. В трюмах складов плыли настоящие сокровища того времени – шелк, фарфор, хлопок, серебряные и золотые изделия, медная посуда, железные инструменты.

Флот вышел из Нанкина и отправился вдоль китайского побережья к Вьетнаму, пересек Южно-китайское море, побывал на островах Ява, Суматра и Цейлон, обогнул западное побережье Индии. Экспедиция завершилась в 1407 году, когда ко двору были доставлены послы из Калькутты, азиатских и ближневосточных стран. Кстати, чтобы отвезти послов по домам в 1417 году была снаряжена другая, к тому времени пятая по счету, экспедиция.

Второй экспедицией, длившейся с 1407 по 1409 год, Чжэн Хе не командовал, так как был назначен надзирать за реконструкцией храма на родине любимой богини императора.

Третья экспедиция состояла уже из 30 тысяч человек и 48 «главных» кораблей. Практически повторяя маршрут первого плавания, флот «Сокровище» оставлял за собой склады с товарами, основывая торговые дома. Во время этого вояжа король Цейлона неосмотрительно повел себя агрессивно по отношению к китайцам («понаехали тут всякие!»), в результате его армия была разбита, а сам король взят в плен и доставлен в Нанкин.

Осенью 1413 года Чжэн Хе и еще 30 тысяч человек отправились в четвертое, самое амбициозное плавание – в Персидский залив. Причем руководил этой внушительной командой отнюдь не исследовательский дух: в городе, тогда известном как Гормуз, было много жемчуга и драгоценных камней, которые любил Юнлэ. Два года спустя император получил свои побрякушки, доставленные любимым евнухом с риском для жизни. Несколько кораблей продолжили экспедицию дальше – вдоль восточного побережья Африки, дойдя до Мозамбика.

Как мы помним, пятый поход был снаряжен для возвращения послов в родные края. Он продолжался, как заведено, два года – флот обогнул Персидский залив и прошел вдоль восточного побережья Африки, заходя по дороге в порты, чтобы доставить загостившихся посланников.

Шестая экспедиция, отплывшая весной 1421 года, посетила юго-восточную Азию, Индию, Персидский залив и Африку. Чжэн Хе возвратился в Китай в том же году, а флот продолжал плавание до 1422 года.

В 1424 году Юнлэ умер, на трон взошел его сын Чжу Гаочжи, чья точка зрения на морские путешествия кардинально отличалась от мнения отца, а потому все запланированные экспедиции были отменены, работы по строительству новых кораблей прекращены. Чжэн Хе назначен военным начальником Нанкина.

 

Однако через два года молодой (26 лет) император умер, а его преемник Чжу Чжаньцзи обратился к морскому наследию дедушки Юнлэ. В 1430 году Чжэн Хе призван ко двору и вновь назначен руководителем «Сокровища». После года тщательных приготовлений, адмирал во главе 100 кораблей и 27.5 тысяч человек отправился в свое последнее плавание. Целью путешествия было восстановление мира с королевствами Малакка и Сиам. Историки расходятся во мнении, как закончилась эта экспедиция для Чжэн Хе: по одной версии, он умер в 1433 году на обратном пути, по другой – вернулся в Китай, где спокойно отошел в мир иной в 1435 году.

С его смертью для Китая практически заканчивается эра больших морских экспедиций: правившие впоследствии страной императоры запретили и внешнюю торговлю, и строительство больших судов, способных ходить в длительные походы.



Как это стало возможным?


В первую очередь благодаря высочайшему уровню научной и технологической мысли в Китае в начале XV века. Компас, как известно, китайцы изобрели за 400 лет до Чжэн Хе еще в XI веке. Опытные моряки, знавшие о трудностях навигации в океане, особенно о проблемах чтения указаний компаса при штормовой погоде, придумали такое новшество. Они помещали прибор на неподвижном основании в закрытый сосуд с водой, благодаря чему как бы корабль не накренялся, компас оставался в достаточно устойчивом положении, и был вполне читабелен.

Многоуровневая структура ствола бамбука послужила прототипом другого важного изобретения – водонепроницаемых
переборок.

Кораблестроители прекрасно понимали, что огромные размеры судна делают его плохо маневренным, а потому устанавливали специальный руль, который мог балансировать, поднимаясь и понижаясь.

Широту китайские мореходы определяли с помощью наблюдений за Полярной звездой в Северном полушарии и Южным крестом, соответственно, в Южном.

Время исчисляли с помощью курившихся благовонных палочек. Сутки равнялись 10 вахтам, каждая по 2.4 часа.

Корабли, составлявшие флот «Сокровище», общались между собой с помощью флажков, фонарей, колоколов, почтовых голубей, гонгов и знамен.


Научные споры


Возмутитель географического спокойствия Гавин Мензис (кстати, не профессиональный историк) утверждает, что Чжэн Хе не только Америку раньше Колумба открыл, но и кругосветное путешествие совершил за 100 лет до Магеллана. Основное доказательство – карта 1459 года, где четко обозначен мыс Доброй надежды, а также есть записи о китайском флоте, включая указания на то, что суда обогнули мыс Доброй надежды и дошли до островов Зеленого мыса.

Ли Сяоцун, заместитель директора Исследовательского центра древней истории при Пекинском университете говорит, что если будет установлена подлинность этой карты, историю навигации придется переписывать. Хотя относится к такой возможности скептически: «Пока у Мензиса нет серьезных доказательств. Саму карту я еще не видел, но, насколько мне известно, в Китае в середине XV века карт не изготавливали. Конечно, жаль, но у нас нет весомых аргументов в пользу этой теории».

Директор Исследовательского центра древних судов Чэнь Яньхан – на стороне Мензиса: «Это вполне может быть правдой, потому что мы знаем, что суда, на которых плавал Чжэн Хе – 126 м в длину и 51.5 м в ширину – достаточно большие и хорошо оснащенные, чтобы дойти до Америки. Китайские специалисты еще в середине 1980-х годов высказывали мысль, что самой дальней точкой плаваний китайского флота был мыс Доброй надежды, а не Момбаса, как принято считать. Этот вопрос всегда был темой для острых дискуссий. Тем не менее, мы никогда не заходили так далеко в наших предположениях, чтобы думать, что Чжэн Хе ступал на американскую землю».

***

Сегодня имя Чжэн Хе практически не известно на Западе. Но в Азии память о великом мореходе бережно хранится в более чем 30 местах. В таиландском городе Аютая в храме Панан Чоенг паломники веками приходят к 19-метровой статуе адмирала. В Малакке в его честь названа гора Саньбао.

Опубликовано в октябре 2003 года в журнале «Сто дорог»