Любовь к колесам

Любовь китайцев к автомобилям чиста, как слеза ребенка, и светла, как рассвет над Шаошанем (это место, где родился Мао Цзэдун, если вдруг кто не знает). Китайцы любят автомобили трепетно и беззаветно – и нельзя сказать, что безответно. Если бы автомобили могли говорить, они рассказали бы, что забота – это та же любовь, только сильнее. Вчера я смотрела из окна на проявление этой любви: относительно молодой (я бы сказала, года 32-34) китаец ходил вокруг своего новёхонького небесной лазури БМВ Х5 и натирал: то колеса помоет тряпочкой, то бампер натрет специальным составом. Постоит потом, посмотрит – и снова тряпку в руки и ходить вокруг: с другой стороны протрет что-нибудь – отойдет – полюбуется – и снова тряпку в руки. Через пару часов выглянула в окно – тот же китаец, но уже в форме пилота (аэропорт рядом, у нас сплошные пилоты-стюардессы) усаживается за руль своей лазурной (сразу стало понятно, почему) возлюбленной, со свистом срывается с места и идет на взлет (разогнаться у нас, собственно, негде, но если очень хочется…). «Интересно, рассуждает муж, - зачем он сам мыл машину? Раз хватило денег на БМВ, то и на мойку должно хватать». «Вот, – говорю я ему, понимая, то женская логика в некоторых случаях – оружие победителя, – ты просто не понимаешь психологию обладания. Отдать машину в мойку сейчас – это как отдать возлюбленную на первую брачную ночь другому. Как можно? Это же обладание – физическое, трепет, понимаешь, радость прикосновения». Он вспомнил, каким глазами смотрел летчик на свою лазурную красавицу и понял: я права, а он рассуждает по-мужски прямолинейно. Нежность – именно то чувство, которое вызывают у китайцев роскошные машины.

Слова о том, что машина – не роскошь, а средство передвижения, в Китае не актуальны. Потому что это и то, и другое одновременно. Это – движимая роскошь, самый ощутимый для обладателя и самый заметный для наблюдателя символ достатка и успеха. Это в Европе (особенно Восточной), покупая машину, считают, сколько она «ест» бензина и выбирают малолитражки. В Китае малолитражки – исключительно средство передвижения, только для тех, у кого жизнь нельзя сказать, что не удалась (потому что машина все-таки есть), но все же как-то не очень. Снобизм? Конечно – а куда ж в Китае без него?

На прошлой неделе у нас гостил приятель из Минска, на него китайский автопарк произвел огромное впечатление. Наш-то взгляд замылился – я без трепета паркую свое скромное авто рядом с «Бентли», черный матовый борт которого усыпан сияющими всполохами глянца. Ну, «Бентли»… Красивый, конечно, зараза, но слишком большой – не на всякое парковочное место удобно встать, мне такой точно не нужен. Вот «Ягуар» – это может быть, изящная машина, у нас во дворе стоит парочка. На «Мерседес», «Ауди» и прочие БМВ пекинцы вообще внимания не сильно обращают, это часть «обязательного» пакета успешного человека – и, как вы поняли из истории с пилотом, не обязательно бизнесмена.

Звонит белорусский родственник: «А вы уже были на «Моторшоу»? У нас про него все телеканалы рассказывают – сплошные премьеры и крутые машины». У нас на это «Моторшоу» другой взгляд – так сказать, изнутри: выставочный комплекс, в котором шоу проходит (один раз в два года) тут недалеко, и путь в центр города лежит как раз через него. Так мы предпочитаем в эту неделю не ездить – здоровье бережем. Потому что за неделю это шоу посещает до миллиона (!) человек. Видят ли они автомобили – лично для меня большой вопрос, но то, что выставочный комплекс за неделю получает практически годовой доход (входные билеты, между прочим, около 16 долларов стоят) – это факт.

С января по март в Китае продали 130 416 машин премиум-класса, и если кто-то говорит о том, что на местном авторынке – спад (что, кстати, правда, продажи сокращаются), то роскоши на колесах это никак не касается. Китаец, скорее, будет жить в съемном жилье, но купит дорогое авто: домой к себе коллег и друзей приглашать не обязательно, а вот в чем ты ездишь по городу, заметят все. Кстати, восемнадцать самых дорогих машин были куплены в первый же день автошоу, среди них – внедорожник Urus от Lamborghini стоимостью 200 тыс. долларов, мировая премьера которого прошла как раз в Пекине, и новый Jaguar XJ Ultimate за 155 тыс.

Все производители бьются сегодня за китайского покупателя – любителя роскошного авто, желательно внедорожника. «Форд» и «Ауди» разрабатывают специальные автомобили, посвященные году Дракона. «Роллс-Ройс» переделывает свой «Фантом» в «Шесть чувств» – для продаж только в Китае. Удлиненная БМВ 3-й серии тоже разработана исключительно для местного рынка.

Так что трепетная любовь китайцев к красивым машинам – чувство счастливо взаимное.

Опубликовано в газете «СБ – Беларусь сегодня» (www.sb.by)