Самые умные

Если китайцы и завоюют мир, то не только из-за государственных инвестиций – далеко не в последнюю очередь благодаря уверенности в правильности выбранного пути и системе образования, которая эту уверенность культивирует. Система образования внушает китайцам ощущение собственного превосходства и, как выясняется, не без оснований – оценки, которые китайские учащиеся получают на устраиваемом каждые три года по международному стандарту PISA экзамене, оказываются самыми высокими в мире. Означает ли это, что китайцы – самая умная нация всемирного завтра? На мой (несомненно, пристрастный) взгляд, не все так однозначно хорошо.

Тесты PISA (Programme for International Student Assessment, Программа международной оценки учащихся), которые организует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), оценивают грамотность 15-летних школьников по трем дисциплинам: чтению, математике и естественным наукам. Плюс умение применять полученные знания на практике. С тех пор, как эти тесты стали проводить, школьники из Азии практически всегда оказывались среди лучших – и тексты они понимают лучше своих американских и европейских сверстников, и цифры складывают быстрее и точнее, и научные истины знают назубок. Сначала в лидерах были Япония с Южной Кореей, но теперь явным лидером стал Китай – в мире заговорили о превосходстве китайской модели образования.

В этом, конечно, нет ничего удивительного: образование считается в Поднебесной безусловной и практически самой важной ценностью еще со времен Конфуция – без малого, две тысячи лет. Поколения китайцев выросли с глубоким убеждением, что если быть усидчивым, очень стараться и хорошо учиться, то преуспеешь в жизни. Благодаря Великому Учителю (напишем это второе имя Конфуция с больших букв, как принято в Китае) китайцы верят (или, точнее, верили – сейчас эта уверенность существенно подорвана), что ни происхождение, ни деньги не важны так, как знания и образование. Столетия назад можно было стать чиновником, пройдя тяжелое сито специальных экзаменов (а занимать должность – мечта практически каждого китайца, без поправок на столетие, в котором он живет). Сколько поэм, историй и даже кулинарных рецептов обязаны своим появлением подготовке к экзаменам! Стать чиновником через экзамены можно и сегодня. Причем такая же (или очень похожая) система существует в Японии и Южной Корее – странах, в которых влияние конфуцианства ощущается практически не меньше, чем в Поднебесной.

В Китае стремятся учиться все, независимо от социального происхождения и богатства. Хотя – рожденный политикой реформ тренд последних лет – дети из богатых семей учатся с меньшим энтузиазмом, и все чаще за границей. Дети из семей попроще и расстоянием от столиц подальше грызут гранит науки с рвением, которому позавидовали бы все белорусские преподаватели: им бы таких целеустремленных и мотивированных студентов! (Мы сейчас не говорим про тех из них, которые учатся в Беларуси – там частенько мотивация другая). Китайцы искренне верят, что терпение и труд все перетрут, и если усердно учиться, то непременно преуспеешь в жизни. Отсюда – высокие показатели в тестах на запоминание.

Но у этой одержимости учебой есть, на мой взгляд, и другая сторона. Сами китайцы, ведя дискуссии о своей системе образования, все чаще призывают к коренным переменам. Именно потому, что нынешняя система направлена на запоминание, а не на развитие творческого, то есть самостоятельного, мышления. Причем это тоже одна из древних китайских традиций: заучивание наизусть трактатов студентами всегда ценилось куда выше, чем стремление их разъяснять, а тем паче – интерпретировать. У китайских студентов по всему миру есть проблемы с творческими заданиями, но никаких – с теми, где требуется усидчивость и запоминание. В результате – во многих расположенных в Китае компаниях (особенно с участием иностранного капитала) менеджеры жалуются на отсутствие у подчиненных способности принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность. Но эти параметры не входят в систему тестов PISA. Хотя победить в них – без сомнения, престижно.

В 2009 году (последнем, когда тесты PISA проводились) Беларусь в них участия не принимала. А вот некоторые наши соседи по бывшему СССР – Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Россия и Эстония,– принимали. Нынешний год – очередной для тестов PISA, в них будут участвовать полмиллиона учеников из 70 стран мира (в предыдущих участвовали 65 стран), результаты опубликуют в конце следующего года. Но уже сегодня эксперты прогнозируют, что в числе призеров вслед за Китаем (а как же!) будут Бразилия, Турция и Польша. А где же наши?